Новости. События » Новости. События » Откуда и куда идёт театр КУ

Откуда и куда идёт театр КУ

В конце 2018 года в Калуге был создан новый театр — Театр КУ. Почему? Зачем? Театр был задуман как камерная лаборатория по поиску новых форматов. Что удалось сделать за это время и как развивается театр, нам рассказала Светлана Маркелова, опытный театральный деятель, театровед и хореограф, в течение 8 лет заведующая литературной частью Калужского областного драматического театра, создатель и идейный вдохновитель Театра КУ.

- Так на какой формат, Светлана, вы ориентировались, начиная свой проект?

- Прежде всего на сказку, которая могла бы быть интересна и взрослым, и детям. Сказка - самый понятный формат для детей. Она позволяет вовлекать детей в игру. Мы используем в спектаклях много обычных, бытовых предметов, но обходимся с ними непривычным, необычным способом – и возникает сказка. Так простые вещи становятся предметом театра, объектом искусства.

Для взрослых есть свой пласт понимания в наших спектаклях. Таким образом, наш основной формат — семейный, камерный. Мы увидели, что семей с детьми становится больше, а камерного формата для них не хватает. Фейерверков, громких развлечений, шоу на 700 или 1000 человек хватает. Но природа театра другая. Театр начинается в сознании и душе зрителя. Зрителю нужен какой-то повод для фантазии и размышлений, толчок, а дальше он продолжает творить сам.

Наши спектакли рассчитаны на то, чтобы дети не испугались искусства, не подумали «мне до этого далеко, я так не смогу», а наоборот, включались в историю и продолжали творить по её окончании. После нашего спектакля они приходят домой и продолжают играть в похожие вещи. И это их очень развивает: доигрывание, достраивание спектаклей, рефлексия — это самое главное, что в театре происходит. И конечно, прийти к такому взаимодействию со зрителем можно только в камерной обстановке.

— Можно ли сказать, что ваш театр кукольный?

По большому счёту нет. Потому что мы работаем в смешанной технике и у нас есть план живой игры обязательно. И те же предметы, они не совсем куклы. Наш театр работает на стыке драматического, кукольного, визуально-пластического жанров — это особенность нашего времени, современного театра. И мы в этом отношении не уникальны.

— Так всё-таки, что же значит — создать новый театр?

— Прежде всего, создать маленькое предприятие по производству спектаклей, подобрать уникальных людей. Нужен художник, технолог-разработчик, создатель предметного мира наших спектаклей. Виталий Черников, мой муж, стал таким человеком для Театра КУ. Маски, куклы, технологичный стол для спектаклей (наша уникальная разработка, маленькая сцена нашего маленького театра, которой мы очень гордимся) и многое другое — дело его рук. Режиссёр всех наших спектаклей — Светлана Никифорова, актриса Калужского драматического театра и театральный педагог, много и успешно сотрудничающая с разными площадками Калуги (в том числе, она режиссёр работ, которые идут в Доме музыки — из цикла «Внеклассная классика»). Тексты для спектаклей мы создаём сами, все вместе, не используем готовые пьесы. В общем, полное самообеспечение. Также в наших спектаклях играет Надежда Бурнашова, актриса Калужского драматического, и две моих дочери - Лиза и Варя (театральные дети, с малых лет на сцене).

— Немного о результатах первых лет работы театра?

— Мы выпустили уже три спектакля: «Лутонюшка» (Лауреат I степени Молодёжного форума-фестиваля «Катюша», проходившего в 2019 г. под эгидой Российского консульства в Страсбурге), «Обезьянье царство» и «Мохнатое рождество» и в разработке у нас ещё два. В них идут первые репетиции, подбираются слова, готовятся куклы.

Один спектакль - о русском солдате: с одной стороны — это герой многих сказок, а с другой — это человек, который служил десятки лет в отрыве от семьи, дома. Русский солдат на наш взгляд —это некий архетип, вокруг которого можно создать игру с глубоким, неоднозначным, драматичным смыслом. И второй проект – история о детях 70-80-х годов прошлого века, том поколении, у которого сейчас есть не только дети, но подчас уже и внуки. Хочется верить, что эта наша история про мир ребенка, росшего без гаджетов и Интернета, поможет нынешним детям лучше понять родителей и дедушек с бабушками. А взрослым поможет вспомнить себя детьми.

— Спасибо за интересную беседу, Светлана!

 

Беседовал Олег Перидриев